Афон есть высшее выражение христианскаго идеала. Мало того – выражение. Афон был и есть не только отречение, но и действительное отрешение от мира. Афон есть изгнание мира из пределов Святой Афонской Горы; есть разрыв всяких мирских связей, даже родственных; есть посильное отложение всяких житейских попечений; есть устранение от радостей сей привременной жизни, даже дозволенных евангельским законом.

Афон от края до края Святой Горы есть непрестанная молитва, есть непрекращающееся славословие Богу, есть немолчное деннонощное Богу благодарение. Всякий мо­на­стырь на Афоне есть све­ча, го­ря­щая пред Бо­гом чис­тей­шим пла­ме­нем мо­лит­вы, под­виж­ни­че­ст­ва и ду­хов­ной чис­то­ты.

А вся Го­ра Афон с сон­мом свя­тых хра­мов и оби­те­лей яв­ля­ет в се­бе на зем­ле от­ра­жение не­бес­на­го сво­да с его мириада­ми све­тил; яв­ля­ет в се­бе один слит­ный, не­ме­рк­нущий в про­дол­жение ве­ков и ты­ся­че­летий для все­го христианс­ка­го мира све­точь. Свя­тый Афон го­рит, как не­по­мер­ка­ю­щая всемирная лам­па­да пред Бо­гом, и ку­рит­ся ве­ко­веч­но, как не­га­си­мое всемирное ка­ди­ло, в во­ню бла­го­у­хания от воз­но­шения к Бо­гу все­цер­ков­на­го мо­лит­вен­на­го ду­ха. Афон есть единый благолепнейший храм единаго превысо­чайшаго Бога.

Свя­тый Афон есть теп­ли­ца, есть пи­том­ник, есть раз­сад­ник под­виж­ни­че­ст­ва вся­ка­го ро­да да­же до се­го дня.

Афон сох­ра­нил в чис­тей­шей неп­ри­кос­но­вен­нос­ти ус­та­вы и от­шель­ни­че­ст­ва, и пус­тын­ножи­тель­ства, и об­ще­жи­тель­ства, и осо­бых ро­дов под­виж­ни­че­ст­ва, за­ве­щан­ных древ­ни­ми от­ца­ми: пус­тын­ни­ка­ми, от­шель­ни­ка­ми, мол­чаль­ни­ка­ми, столп­ни­ка­ми, зат­вор­ни­ка­ми, вся­ки­ми под­виж­ни­ка­ми древ­них ино­чес­ких оби­те­лей Егип­та, Ливии, Сирии, Персии, Ви­зантии, Эл­ла­ды. Афон и сам раз­вил ус­та­вы мо­нас­ты­рс­ка­го жи­тель­ства до ши­ро­чай­шей пол­но­ты, раз­вил на­рас­танием под­ви­гов, под­виж­ни­чес­ких тре­бо­ваний, пра­вил и за­ве­тов сво­их собствен­ных по­движ­ни­ков, пост­ни­ков, зат­вор­ни­ков, мол­чаль­ни­ков и вся­ка­го ро­да уси­лен­ных мо­лит­вен­ни­ков.

Афон передал свои уставы и заветы, свой чин и дух святым обителям и нашего христолюбиваго отечества. Дух и чин, пра­ви­ла и ус­та­вы Афона про­ник­ли все цер­ков­ное чи­но­пос­ле­до­вание всех церк­вей свя­той пра­вос­лав­ной Ру­си, как не­ру­ши­мый за­вет свя­тых от­цев, как со­вер­шен­нейший иде­ал, к осу­ще­с­твлению ко­то­ра­го все мы стре­мим­ся по ме­ре на­ших сил и не­мо­щей, по ме­ре стес­ня­ю­щих нас ус­ловий окру­жа­ю­ща­го нас мира.

Афон был и есть бо­го­уч­реж­ден­ная и бо­гох­ра­ни­мая сво­е­об­раз­ная труд­ни­чес­кая ра­бо­чая хра­ми­на, в ко­то­рой вы­ра­ба­ты­вал­ся воз­вы­шен­нейший, стро­жайший дух христианс­ка­го бо­го­любия, раз­ли­вавшийся в те­чение це­ла­го ты­ся­че­летия и на на­ше хрис­то­лю­би­вое оте­че­ст­во – Россию. И ды­ша этим ду­хом, под­ни­ма­е­мый вверх этим иде­а­лом от на­ча­ла сво­е­го го­су­да­р­ствен­на­го за­рож­дения, це­лый наш бла­го­вер­ный на­род воз­рас­тал из мла­ден­че­ст­ва, из детства в ме­ру воз­рас­тания пол­но­ты Хрис­то­вой, в му­жа ис­по­ли­на.

[Из слова архиепис­ко­па Хер­со­нс­ка­го и Одес­ска­го Ни­ка­но­ра «Что та­кое Свя­тый Афон для пра­вос­лав­ной России». Одес­са, 1887.]