На протяжении столетий Афон является центром вселенского Православия. Его называют «неугасимым светильником», «Святой Горой», «вратами небесными», «земным садом Божией Матери». Святая Гора Афон – одно из главных, высокопочитаемых святых мест для православных всего мира. Вот уже более тысячи лет она живет согласно церковным канонам, в духе вековых православных обычаев монашеской жизни византийских времен на земле, где нет ни светской жизни, ни городов, ни сельских поселений. По всей длине полуострова расположены духовные очаги православия – монастыри, с богатой историей, полной тяжелых, порой драматических испытаний. Они были построены как крепости для защиты от многочисленных нападений завоевателей и морских пиратов.

Святогорские монастыри – священное место подвижничества православных христиан. В кондаке службы афонским святым о подвижниках Святой Горы говорится: «Онебесившие Гору сию и показавшие в ней житие ангельское». Своей подвижнической жизнью прославились: Петр и Афанасий Афонские, Савва и Симеон Сербские, Максим и Нифонт Кавсокаливты, Нил Мироточивый, Григорий Палама, Антоний Печерский, Максим Грек, Косма Этолийский, Никодим Святогорец, Илларион, Хаджи Георгий, Никита, Силуан Афонский (Антонов) и многие другие праведники. В Афонском патерике приводятся жизнеописания на Святой Горе просиявших 99 святых, а также подвиги зографских, ватопедских, иверских, кариеских преподобномучеников и имена учеников преподобного Афанасия Афонского и св. преподобномученика Иакова.

Святость, как всецелое посвящение себя Богу, выражается прежде всего в молитве, составляющей цель и содержание жизни афонского монаха. Ее характерная особенность – строгий пост, освобождающий дух для молитвы. И в наши дни, как и во все времена, монашество Святой Горы молится не только за себя, но и за весь мир.

Во времена нашествий иноземцев и преследований иноверцами многие подвижники приняли мученическую смерть, но не отказались от православной веры. Жестоко расправлялись с афонскими монахами латинские наемники, сторонники унии, османские власти. Нередки были случаи, когда подвижников, проповедовавших учение Иисуса Христа и обличавших иноверцев и гонителей православия, подвергали казни, усекновению главы. Память всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, отмечается во вторую неделю по Пятидесятнице.

Афонские монастыри – хранители большого числа святынь: чудотворных икон, святых мощей и других реликвий христианского мира. Среди особо почитаемых святынь в Великой Лавре – мощи и крест преп.Афанасия, глава Василия Великого, икона Божией Матери Экономисса и Кукузелисса; в Ватопеде – пояс Пресвятой Богородицы, Крест Константина Великого, иконы Божией Матери «Елеоточивая», «Отрада и Утешение», «Всецарица», «Ктиторская» и «Закланная»; в Иверском – Иверская икона Божией Матери; в Хиландаре – иконы Божией Матери «Троеручица», «Иерейская»; в Дионисиате – Акафистная икона Божией Матери, десница Иоанна Предтечи; в Кутлумуше – икона Божией Матери «Всемилостивая Заступница»; в Пантократоре – часть Хитона Господня, икона Божией Матери Геронтисса; в Зографе – нерукотворный образ великомученика Георгия, Акафистная икона Божией Матери; в Филофее – десница Иоанна Златоуста; в Симонопетра – десница Марии Магдалины, в Филофее икона Божией Матери «Сладкое лобзание»; в Свято-Пантелеимоновом –глава св. великомученика Пантелеимона, глава св. апостола Луки, глава преподобного Силуана Афонского; в Дохиаре – икона Божией Матери «Скоропослушница»; в Успенском соборе в Кариесе икона Божией Матери «Достойно есть» (явлена в Х в.).

Библиотеки монастырей собрали большое число священных, богослужебных и литургических книг (свыше 200 тыс.), более 15 тыс. рукописей на пергаменте, бомбицине, бумаге, из них свыше 1,8 тыс. с цветными миниатюрами в основном IX-XIV вв. и искусными орнаментами.

А вот как написал об Афоне в 1928 г. русский писатель Борис Зайцев: «Тысячелетнее монашеское царство! Напрасно думают, что оно сурово, даже грозно. Афон – сила, и сила – охранительная… Он полон христианского благоухания, то есть милости, а не закона, любви, а не угрозы. Афон не мрачен, он светел, ибо слюблен, одухотворен. Афон очень уединен и мало занят внешним. Это как бы остров молитвы. Место непрерывного благоволения. Афонцы… не устают молится о мире, как молятся и о себе… непрерывно служат Богу – в церкви, в келии. Это придает им особый оттенок. Мир справедливо полагают они грешным, но нет у них гордыни или высокомерия к нему. Напротив, сочувствие, желание оказать помощь. Простота и доброта, а не сумрачное отчуждение – вот стиль афонский, и недаром тысячи паломников (поклонников) перебывали в этих приветливых местах. Мир всегда шел сюда за уроком духовного благообразия».