Афон есть высшее выражение христианскаго идеала. Мало того – выражение. Афон был и есть не только отречение, но и действительное отрешение от мира. Афон есть изгнание мира из пределов Святой Афонской Горы; есть разрыв всяких мирских связей, даже родственных; есть посильное отложение всяких житейских попечений; есть устранение от радостей сей привременной жизни, даже дозволенных евангельским законом.
Афон от края до края Святой Горы есть непрестанная молитва, есть непрекращающееся славословие Богу, есть немолчное деннонощное Богу благодарение. Всякий монастырь на Афоне есть свеча, горящая пред Богом чистейшим пламенем молитвы, подвижничества и духовной чистоты.
А вся Гора Афон с сонмом святых храмов и обителей являет в себе на земле отражение небеснаго свода с его мириадами светил; являет в себе один слитный, немеркнущий в продолжение веков и тысячелетий для всего христианскаго мира светочь. Святый Афон горит, как непомеркающая всемирная лампада пред Богом, и курится вековечно, как негасимое всемирное кадило, в воню благоухания от возношения к Богу всецерковнаго молитвеннаго духа. Афон есть единый благолепнейший храм единаго превысочайшаго Бога.
Святый Афон есть теплица, есть питомник, есть разсадник подвижничества всякаго рода даже до сего дня.
Афон сохранил в чистейшей неприкосновенности уставы и отшельничества, и пустынножительства, и общежительства, и особых родов подвижничества, завещанных древними отцами: пустынниками, отшельниками, молчальниками, столпниками, затворниками, всякими подвижниками древних иноческих обителей Египта, Ливии, Сирии, Персии, Византии, Эллады. Афон и сам развил уставы монастырскаго жительства до широчайшей полноты, развил нарастанием подвигов, подвижнических требований, правил и заветов своих собственных подвижников, постников, затворников, молчальников и всякаго рода усиленных молитвенников.
Афон передал свои уставы и заветы, свой чин и дух святым обителям и нашего христолюбиваго отечества. Дух и чин, правила и уставы Афона проникли все церковное чинопоследование всех церквей святой православной Руси, как нерушимый завет святых отцев, как совершеннейший идеал, к осуществлению котораго все мы стремимся по мере наших сил и немощей, по мере стесняющих нас условий окружающаго нас мира.
Афон был и есть богоучрежденная и богохранимая своеобразная трудническая рабочая храмина, в которой вырабатывался возвышеннейший, строжайший дух христианскаго боголюбия, разливавшийся в течение целаго тысячелетия и на наше христолюбивое отечество – Россию. И дыша этим духом, поднимаемый вверх этим идеалом от начала своего государственнаго зарождения, целый наш благоверный народ возрастал из младенчества, из детства в меру возрастания полноты Христовой, в мужа исполина.
[Из слова архиепископа Херсонскаго и Одесскаго Никанора «Что такое Святый Афон для православной России». Одесса, 1887.]