Небольшой городок Карея в глубине полуострова является столицей и административным центром монашеского государства. Этимологически название «Карея» происходит от греческого «каридия» (ореховое дерево), поскольку в этой местности произрастает много орешника.
Принято считать, что Храм Протата – это древнейший из всех афонских храмов, посвященный Успению Божией Матери, который построен во времена правления святого Константина Великого. Потом он сгорел и в начале 10 века был возведен заново. После этого храм разорили каталонские наемники, а в конце 13 века он был восстановлен болгарскими царями. С тех пор его облик практически не изменился. Считается, что фрески в этом храме принадлежат кисти македонского художника Эммануила Панселиноса. Величайшим сокровищем этого храма является икона «Достойно есть», которая принадлежит к типу «Милующая». Около 980 года, в эпоху правления императоров Василия и Константина Багрянородных и патриарха Николая Хрисоверга, недалеко от храма Протата жил один праведный старец со своим келейником. Они регулярно посещали всенощную службу. Как-то вечером старец пошел в храм, а келейника оставил читать службу в келье. Поздно вечером кто-то постучал в дверь кельи. Келейник побежал открывать и увидел за дверью незнакомого инока. Тот попросился переночевать, и он пустил его. На рассвете они вдвоем пели утреню, а когда пришло время петь песнь Богородице, келейник начал как обычно: «Величит душа моя Господа…», а гость, стоя перед иконой Божией Матери, сказал: «Вот как у нас поют: Достойно есть яко воистину Блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем». И после этого начал петь обычную молитву. Келейник, выслушав новую песнь, пришел в восхищение: «Брат, мы здесь поем обычные молитвы, а эта, «Достойно есть», для нас новая. Прошу тебя, будь добр, запиши ее для меня, чтобы и мы могли ее петь». Гость попросил лист бумаги и перо, но келейник ответил, что ни того, ни другого у него нет, и незнакомец сказал: «Ну, тогда принеси мне какую-нибудь каменную плиту». Келейник нашел кусок плитки, и незнакомец высек молитву на камне перстом. Буквы оказались высечены так глубоко, будто плита была из мягкой глины. После того как они вдвоем несколько раз пропели новую песнь перед иконой Божией Матери, гость произнес: «Так вам всем – монахам и другим христианам – следует петь это божественное песнопение, весьма подходящее для восхваления Богородицы». Произнеся эти слова, он стал невидим. Это был архангел Гавриил, посланный Богом принести новую молитву людям.
Возвратившись со службы и войдя в келью, старец услышал, как его келейник с благоговением поет совершенно новую молитву. Старец с удивлением спросил, откуда он ее знает. Инок показал ему каменную доску с надписью и рассказал о явлении архангела Гавриила. Они отнесли эту плиту в Карею, показали ее старцам Прота, и те устроили шествие со свечами и факелами до самой кельи старца, с тем, чтобы перенести икону Богородицы в храм Успения. Икона остается там и поныне. Матерь Божия совершает по средствам ее множество чудес по молитвам тех, кто обращается к Ней с верой. Каменную доску отправили Вселенскому Патриарху, но после падения Константинополя в 1453 году она бесследно исчезла.
В Карее, в древней келье Святителя Саввы Сербского «Типикарнице» находится также особо почитаемая чудотворная икона Богородицы Млекопитательница. Эту икону Савва Сербский привез из Лавры преподобного Саввы Освященного из Палестины. Святой основатель Лавры при кончине предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и случилось в 13 веке. После этого святитель Савва Сербский привез икону в Хиландарский монастырь, а затем икона была перенесена в церковь при келии «Типикарница» в Карее, где прежде хранился устав святителя Саввы.