У писателя Феликса Кривина есть рассказ под названием: «Почему нельзя дойти до того места, где небо соединяется с землей?», где он делает вывод, что такого места не существует. Оказывается, что писатель ошибался, такое место есть и называется оно – Святая гора Афон.
Совсем недавно Господь сподобил меня побывать на Святой Горе Афон, о чем я и попытаюсь вам рассказать.
Предварю свой рассказ небольшой исторической справкой. Святой Горой Афон называется восточная часть греческого полуострова Халкидики, омываемая водами Эгейского моря. Он имеет длину 57 км, ширину от 8 до 12 км и занимает площадь в 332 кв. км. Горный хребет полуострова, имея у перешейка, которым он соединяется с греческой провинцией Македония, незначительную высоту, далее постепенно поднимается вверх, и заканчивается горным пиком высотой 2033 м. Это и есть гора Афон (по-гречески Орос А́фос), давшая название всему полуострову.
Христианская история Афона начинается с предания, согласно которому в 49 году Божия Матерь и апостол Иоанн Богослов плыли в гости к Лазарю, первому Кипрскому епископу, тому самому, которого некогда воскресил сам Иисус Христос, и недалеко от Афона их корабль попал в бурю. Волны вынесли Деву Марию и ее спутников на берег неподалеку от того места, где сейчас находится Иверский монастырь. Восхищенная красотой места, Пресвятая Дева попросила у Бога, чтобы Он даровал ей этот край во владение. И с неба тотчас раздался голос: «Да будет место сие удел твой и сад твой и рай и пристань спасения желающих спастись». Поэтому Афон называют так же «уделом» и «садом Богородицы».
В настоящее время Афон — единственная православная республика в мире. На Святой Горе сейчас действуют 20 монастырей. Это число постоянно, и в соответствии с Уставной Хартией Святой Горы, учреждение двадцать первого монастыря запрещено. В случае если монахов будет столько, что места для проживания им не хватит, они должны будут поселяться в отдельно стоящих скитах, кельях и т.д. Монастыри владеют территорией, которая по их числу разделена на 20 участков. Этим 20 монастырям принадлежат также все монашеские поселения, находящиеся на Афоне. Только столица Афона – Карея, где проживают власти монашеской республики, сохраняет свою независимость от всех монастырей. Монастыри находятся на самоуправлении, так как не подчиняются непосредственно какой-либо церковной власти, кроме Константинопольского Патриархата, да и от него сохраняется только духовная зависимость.
Афонская православная республика – это уникальное государство в государстве. Формально оно принадлежит Греции. Но имеет свою таможню, службу безопасности, а также свое правительство — протат. Имеет оно также и свои «визы» под названием — диамонитирион. То есть, чтобы совершить паломничество на Афон, недостаточно иметь шенгенскую визу. Необходимо получить диамонитирион в офисе города Уранополис, отправив предварительно заявку.
Афон очень необычное место. Вот уже тысячу лет на Афон запрещено приезжать женщинам. Так уж повелось со времен одной византийской царевны, приехавшей на Святую Гору и получившей от Божией Матери требование удалиться с Афона. С тех пор считается, что для женщин посещение Афона может быть опасным духовно. Единственная дева на острове – это Богородица.
Вернемся к нашему путешествию. Прилетев из Москвы в Салоники, мы переночевали и на следующее утро добрались на автомобиле до Уранополиса (примерно полтора часа езды).
Вспоминаю, с каким волнением я собирался на Афон. И как меня допустит в свой удел Пресвятая Богородица? Ощущал свое недостоинство. Общеизвестно, как «сильные» мира сего не могли попасть на Афон, в силу разных обстоятельств. Поэтому я сильно обрадовался, когда утром в офисе Уранополиса получил «визу» на посещение Святой Горы.
И вот мы уже плывем на катере вдоль святых берегов Афона. Ощущение, овладевшее нами, мне не передать, поэтому я лучше процитирую слова иеромонаха Сергия (Веснина): «Нашему взору представилось умилительное, редкое, если не единственное, зрелище, в котором творческая рука Небесного Художника была видна во всём неистощимом разнообразии неподражаемого совершенства и Божественного величия… Светлый туман, лежавший на Святой Горе, исчез под жгучими лучами полуденного солнца, и только лёгкие облака царственным венцом носились над нею и то перевивали её живописные скаты, то расстилались чуть заметною полосою по воздушным высотам, терялись и тонули в их беспредельном и недосягаемом для взора пространстве… Что я чувствовал в первые минуты моего обозрения Афона, его заоблачных высей и исполински тянувшегося хребта его в волнах зелени, с рисующимися по прибрежью обителями, а по холмам и низменностям – пустынническими кельями, – этого не могу передать вам: это невыразимо!» (Иеромонах Сергий (Веснин). «Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской». Москва, 1895).
И вот мы причалили к главной пристани Святой Горы – Дафни. На берегу нас ждал старенький микроавтобус Мерседес, который и доставил нас в греческий монастырь Ватопед. В начале своего рассказа я говорил о том, что Кривин был неправ. Так вот, когда мы ехали с Дафнии в Ватопед облака опустились так низко, что мы въехали в них и погрузились в густой туман, у меня была твердая уверенность, что это и есть место соединения земли с небом.
Во врата Ватопедского монастыря мы вошли как раз, когда закончилось богослужение, и все шли на трапезу. Поэтому и нас сразу же пригласили на обед. Сидя в трапезной Ватопеда, я был удивлен простотой предложенных блюд. Хлеб, оливки, картофель, лук, соленые огурцы, свежие помидоры, кальмары, фрукты, родниковая вода. На столах для желающих стояло даже красное сухое вино и оливковое масло. Кстати, шла вторая неделя Великого поста. Все эти яства стояли на массивных каменных столах, сделанных из цельного куска мрамора. Эти столы были перевезены вместе со святынями из Византийского монастыря на Афон, чтобы спасти их от захватчиков, оккупировавших тогда византийское государство.
Учитывая простоту продуктов, я положил их в свою тарелку достаточное количество, чтобы потом не быть голодным. Но после нескольких кусочков съеденного, я почувствовал насыщение. С трудом я доел оставшееся, чтобы не оставлять на тарелке пищу. Именно тогда я понял, что Афон это необычная земля. Здесь многое происходит не так, как мы привыкли. Физические законы на Афоне не всегда действует – ведь это место где нет границы между небом и землей, и особенно это ощущается во время монастырского богослужения.
После обеда нас разместили в архондарике (гостиница для паломников), мы немного отдохнули, а дальше удары по деревянному «билу» возвестили начало вечернего богослужения. Самая ранняя служба начинается в четыре часа утра по греческому времени. Следующая служба, на которую нас только что позвали, начинается в пять вечера. И последняя – в девять. Данный распорядок был составлен по греческому времени. Большинство монастырей на Святой Горе придерживаются так называемого византийского времени, в котором полночь или 12 часов наступает с заходом солнца. Следующий час считается первым часом. Это древняя традиция, в которой солнце определяет распорядок жизни иноков и монастырей.
Главный храм в Ватопедском монастыре освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в его нынешнем виде он был построен в IX веке и фрески X-XI веков. Согласно преданию, Ватопед был сразу основан как монастырь Императором Феодосием (379 – 395). У Императора было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, он отправил молодую чету с двумя своими сыновьями в Рим. На обратном пути из Рима в Константинополь на борту корабля находился сын императора Аркадий с придворными. Возле местечка Имброс Аркадия во время шторма смыло за борт и он исчез в волнах. Корабль нашел убежище от бури возле того места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. И вот погруженные в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, спавшего мирным сном под кустом куманики. Аркадий рассказал им, как его чудесным образом спасла Богородица. В благодарность Император воздвиг на этом месте монастырь, который в последствии стали называть Ватопед (с греческого: вато – куст, педион – ребенок).
В церкви, как и везде на Афоне, вдоль стен стояли стасидии (напоминавшие стулья, в которых можно стоять, опершись или сидеть). Братия монастыря расположилась на них. Хватило места и нам. Афонская молитва, особенно ночная – это таинственное деланье, оно неописуемое словами и ощущается только сердцем. На службе в Ватопеде я почувствовал наверное тоже, что и послы святого князя Владимира когда они попали в храм Святой Софии в Константинополе на православное богослужение и не поняли толи они на небесах толи ещё на земле. Что-то подобное почувствовал и я. Мне казалось, что я очень близок к небесам, или почти уже там.
Специально для паломников в конце богослужения выносятся основные святыни для поклонения: пояс Пресвятой Богородицы, глава Св. Иоанна Златоуста с нетленным левым ухом, глава Св. Григория Паламы, мощи Св. Георгия Победоносца. Все паломники, а за ними и мы приложились к этим святыням.
В монастыре также пребывают и чудотворные иконы Божией Матери: «Всецарица», «Закланная», «Провозвестительница», «Ктиторская» (Виматарисса), «Елеоточивая» (Дохиарисса), Парамифия, и чудотворный образ Богородицы над вратами (он также называется Пировлифисса (от греческого «пироволо» – стрелять). Так образ был назван в 1822 году после того, как в него выстрелил турецкий солдат, сразу после этого сошедший с ума и повесившийся).
После богослужения нашей группе паломников удалось немного пообщаться с настоятелем монастыря игуменом Ефремом. Мы передали ему наши скромные подарки из Курганской епархии. Также испросили у старца сфотографироваться с ним, на что он любезно согласился.
В три часа утра мы вновь услышали удары по деревянному «билу» и вскоре уже были на богослужении. Богослужение с перерывом закончилось примерно в два часа дня по греческому времени. Господь сподобил всех членов нашей небольшой паломнической группы исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.
После обеда мы отправились в порт Дафнии, по дороге заехав в столицу Афона – Карье́, Карье́с или Каре́я (кстати, мы сюда не планировали заезжать). Но как паломники говорят, все на Афоне происходит по воле Пресвятой Богородицы и бесполезно самонадеянному человеку планировать свой маршрут.
И вот мы уже у пристани, двадцать минут на катере и перед нами горный подъем в древнейший (основан в XIV веке) и крупнейший на Святой Горе скит Святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. В административном отношении он подчиняется Великой Лавре. Скит известен строгостью своего устава (монахи не спят ночью перед причастием, не выезжают в мир в Великий пост, иеромонахи не служат за пределами Афона.), и тем, что отсюда вышел целый сонм новомучеников, пострадавших за Христа во время турецкого владычества.
Скит расположен на высоте 340 м. в бурной, но плодородной области, рядом с Афонским мысом. Главная святыня скита – бережно сохраняемая стопа праведной Анны. Можно здесь помолиться и перед чудотворным образом родительницы Царицы Небесной, святая Анна имеет особую благодать предстательствовать за бесплодных супругов, страждущих младенцев.
Известен скит и тем, что в нем подвизалось много прославленных Церковью подвижников и современных старцев. Например, архимандрит Херувим – автор книг «Из удела Божией Матери» и «Афонские Подвижники».
После Божественной литургии и молитвы у святынь скита, нас Господь сподобил побеседовать со старцем-отшельником монахом Иоакимом. Скажу сразу, что в России его знают хорошо, хотя бы благодаря его книге – «Васька: Из жизни одного кота». Кажется, что книга детская, само название на это намекает. Но уже с первых строк понятно, что это совсем не так. И главное в книге боль, ответственность и вера в Бога, которая помогла автору выстоять и не сломиться.
Конечно, всей беседы со старцем я передавать не буду, расскажу лишь одну историю, которую он нам рассказал напоследок:
«Плыл один священник по морю. И глядит, что народ показывает на островок.
– Отче, все утверждают, что на том островке живет святой человек.
Священник приказал корабль остановить, спустился в шлюпочку и поплыл со своими спутниками на этот островок. Подъезжает. Стоит старый рыбак, Бог знает во что одет – в лаптях ли, босиком ли. Кланяется.
— Ну, расскажи, добрый человек, кто ты и сколько здесь пропадаешь.
— А я не знаю, сколько годов — может, двадцать, а может, тридцать. Был рыбаком, промышлял рыбу на этом море. Поднялась сильная буря, всё разметало. Я на доске дал Богу обещание: “Господи, если окажусь на земле, с этого места не уйду, буду жить до конца жизни”. В год раз ко мне приезжает священник с материка и исповедует.
— Ну, это ладно, ты выполняешь свою обязанность. А главное как ты молишься?
— Да отче, какой я молитвенник! Учил аз, буки, веди, да и то не научился. А знаю, что на небе есть Бог. Вот говорю: «Слава тебе Боже» и делаю три кувырка.
— Ой-ой-ой! Надо произносить вот такую молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй меня грешного». Выучили молитву. Благословил его священник и поплыл на лодке на свой корабль.
Не успел священник отплыть, как видит рыбак бежит по воде и кричит: – Отче, я забыл молитву! Давай снова учить!
Священник говорит: — Милый человек! Я у престола Божия стою, облачен от Бога высшей властью священства, все молитвы знаю, но по морю я бегать не умею! Мне не пробежать. А ты только кувыркаешься да «Слава тебе Боже» говоришь, но у тебя чистое сердце. Иди и кувыркайся дальше!».
Вот такую историю поведал нам афонский старец.
Быстро пробежало время нашего паломничества на святую Гору Афон. За эти несколько дней Святая Гора стала родной, покидая ее, невольно выступали слезы на глазах. А сейчас кажется, что это было в другой жизни.
иерей Константин Павлюченко